Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов органами местного самоуправления
Антикоррупционная экспертиза проводится должностными лицами органов местного самоуправления в порядке, установленном: Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» — устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов
Правовую базу проведения антикоррупционной экспертизы образуют названный Федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» утвердившее «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; муниципальные нормативные правовые акты — Порядки проведения антикоррупционной экспертизы, установленном нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления.
Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в проектах нормативных актов и нормативных актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
При этом, под коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя: необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Органы местного самоуправления и их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
Экспертиза проводится в отношении всех нормативных правовых актов и их проектов (постановлений Администрации и решений Советов).
Антикоррупционная экспертиза бывает предварительная и последующая. Предварительная экспертиза проводится при подготовке проектов нормативных правовых актов нормотворческими органами, по ее результатам готовится заключение. Последующая экспертиза — это экспертиза уже принятых нормативных правовых актов.
Как уже было отмечено выше, чаще всего коррупциогенные факторы органы прокуратуры выявляют в муниципальных правовых актах, что объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, значительным количеством муниципальных образований в России. Во-вторых, недостаточностью правового регулирования антикоррупционной экспертизы на муниципальном уровне. В большинстве нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, как правило, содержится рекомендация органам местного самоуправления о разработке и утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов. В-третьих, недостаточной квалификацией лиц, назначенных в муниципальных органах для проведения антикоррупционной экспертизы.
Коррупциогенные нормы содержат коррупциогенные факторы — такие дефекты нормы, которые способствуют или могут способствовать коррупционным проявлениям, в том числе создавать условия для их формальной легитимности.
Под коррупциогенными факторами понимаются источник, причина коррупционного проявления, в том числе коррупционного правонарушения. Правовая норма обладает признаком коррупциогенности, т. е. потенциальной возможности коррупционного поведения, в то время как реальная причина (коррупциогенный фактор) связана с волевой сферой поведения человека.
Виды коррупциогенных факторов установлены Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы. Форма заключения, установлена Приложением № 1 к Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
При выявлении коррупциогенных факторов в уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований указанные акты не подлежат государственной регистрации.
II. Представление сведений о доходах депутатами Советов сельских поселений:
Нормативная база:
1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 40);
2) Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
3) Указ Президента РФ от 02.04.2013 N 309 (ред. от 08.03.2015) «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» (вместе с «Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции»)
4) Закон Томской области от 07.07.2009 N 110-ОЗ «О противодействии коррупции в Томской области»
Депутаты представительного органа муниципального образования обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах, а также о своих доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек — 1 депутат.
Согласно ст. 2 Закона № 131-ФЗ депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Закона № 131-ФЗ депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами.
Согласно статье 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» сведения о доходах представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления сведений о доходах определены приложением № 3, 4 к Закону Томской области от 09.12.2005 № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области». Гражданами, претендующими на замещение должности муниципальной службы, сведения о доходах предоставляются при заключении служебного контракта, а муниципальными служащими — ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Форма Справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460.
Из п. 4 ст. 6 Закона N 273-ФЗ следует, что профилактика коррупции в том числе осуществляется путем установления в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Срок:
Не позднее 01.04 ежегодно.
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 03.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
Срок подлежит определению в муниципальном нормативном правовом акте.
Согласно ч. 1 ст. 8.1 Закона N 273-ФЗ лица, замещающие (занимающие) должности, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Закон N 230-ФЗ).
В соответствии с пп. «г» п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ указанный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, занимающих муниципальные должности на постоянной основе, а также супруга (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.
На основании ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, обязано представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Последствия:
В качестве дополнительной информации сообщаем, что согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 230-ФЗ невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением.
Из ч. 2 указанной статьи следует, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.
На основании ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.
В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.
Следовательно, в случае нарушения указанной обязанности полномочия депутата могут быть прекращены досрочно.